КГУ «Основная общеобразовательная школа №15»
Мастер-класс
«Стратегия «Аквариум»
как одна из приемов
критического мышления.»
Максименко В.С.
учитель начальных классов
2017-2018 учебный год
Мастер-класс
«Стратегия «Аквариум» как одна из приемов критического мышления.»
«Скажи мне - я забуду,
покажи мне – я запомню,
вовлеки меня – я пойму».
Цель: ознакомить учителей с технологией
развития критического мышления, показать приём «Аквариум» на уроках в начальной
школе (из опыта работы).
Задачи: актуализировать и обобщить
имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их
интеллектуальный и творческий потенциал
вызвать устойчивый интерес
к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
Ожидаемые результаты:
Оборудование: интерактивная доска, презентация,
микрофон, листы А4, фломастеры.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я очень рада видеть вас на мастер-класс. Надеюсь, что он будет
для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных
эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
Психологический
настрой (создание коллаборативной среды)
Я предлагаю вам
провести приветствие с коллегой, сидящей рядом с вами Приветствие
«Здравствуйте!» Коллеги поочередно касаются одноименных пальцев рук своего
соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются
большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём
(безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей
ладонью).
— Прошу ответить
на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно
к вам.
Здравствуйте, те кто окончил
трёхуровневые курсы
Здравствуйте, те кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто умеет
мечтать...
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!
2.
Теоретическая часть. Что такое критическое мышление и какие приёмы
критического мышления используются на уроках
Но для начала
я хотела с вами провести приём, который называется «Микрофон»
— Что такое
мышление?
— Что такое
критическое мышление в вашем понимании?
— Используете ли
вы на уроках приёмы критического мышления?
— А можно узнать
какие приёмы вы используете на своих уроках?
Критическое
мышление — способность анализировать информацию с позиции логики,
умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные
результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям,
вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать
разнообразные аргументы, принимать продуманные решения. (2 слайд)
КМ предполагает
использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой
стадии и стадии рефлексии. (3 слайд)
Роль учителя в использовании
технологии критического мышления
·
направляет
·
сталкивает суждения
·
создает условия для
самостоятельных решений
·
дает возможность
самостоятельно делать выводы
·
подготавливает
познавательные ситуации. (4 слайд)
3.
Практическая часть мастер-класса
Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами КМ,
используемые на уроках, а теперь приступим к практической части,
во время которой попробуем поработать над приемом «Аквариум».
Аквариум" –
форма диалога, когда ученикам предлагается обсудить какую-либо проблему.
Малая группа выбирает
того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Могут
быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей.
Отсюда и название – аквариум. (5.6 слайд)
Этот прием дает возможность увидеть своих сверстников со
стороны, увидеть: как они общаются, как реагируют на чужую мысль; как улаживают
назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее. На стадии вызова можно
использовать этот приём, которые мы сейчас рассмотрим.
Прошу выйти 3-4 человека,
которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Встаньте вокруг меня. Ваша задача
ответить на мои вопросы (Выходят участники мастер-класса)
·
Что такое жизнь?
·
Что человеку нужно для того, чтобы он был счастлив?
·
Кто нам дарит радость?
·
Были ли вы
когда-нибудь счастливы?
4. Рефлексия
— Мы с вами
познакомились с приемом «Аквариум». Благодарю за участие. Надеюсь, что
я кого-то заинтересовала этим приёмом КМ.
На листке бумаги обведите левую руку. Каждый
палец — это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. (7 слайд)
Большой – для меня было важным и интересным;
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию;
Средний – мне было трудно (мне не понравилось);
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы;
Мизинец – для меня было недостаточно …..
Наше занятие
закончено! Давайте будем радоваться каждому дню: просыпаться утром
и думать, какие встречи нас ждут, какие возможности Всевышний нам
даровал — каждый день не похож на предыдущий! Каждый день
мы можем проявлять свои таланты, способности, свое творчество! Каждый день
нас ждут десятки светлых детских глаз. Большое спасибо.