Выпуск
№1
5-6 марта 2018 г.
Методическое пособие по
разъяснению
Обращения Президента
Н.А.Назарбаева
к народу Казахстана
«ПЯТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ
ПРЕЗИДЕНТА»
СОДЕРЖАНИЕ
I.
СОСТОЯВШЕЕСЯ ГОСУДАРСТВО – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. 3
II. ПЯТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ ПРЕЗИДЕНТА....................... 4
2.1. Первая инициатива: «Новые возможности приобретения жилья
для каждой семьи»....................................................................................... 4
2.2. Вторая инициатива: «Снижение налоговой нагрузки для
повышения заработных плат низкооплачиваемых работников»..................... 5
2.3. Третья инициатива:
«Повышение доступности и качества высшего образования и улучшение
условий проживания студенческой молодёжи».................................................................................................................. 5
2.4. Четвёртая инициатива: «Расширение микрокредитования» 7
2.5. Пятая инициатива: «Дальнейшая газификация страны»...... 8
III. ЕДИНСТВО НАРОДА. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА,
ОБЩЕСТВА, ГРАЖДАН............................................................................. 9
IV. КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ. ПЯТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ
Н.А. НАЗАРБАЕВА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ................. 10
I. СОСТОЯВШЕЕСЯ ГОСУДАРСТВО – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. Готовность Казахстана к новому социальному пакету для своих граждан.
Независимый
Казахстан с момента образования строился как социально ориентированное
государство. Этот постулат впервые был заявлен в Декларации о государственном
суверенитете в 1990 году, закреплен в Конституционном Законе «О государственной
независимости Республики Казахстан» в 1991 году и окончательно утвержден в
Конституции страны в 1995 году. В соответствии с Конституцией Казахстан
гарантирует социально-экономические и культурные права граждан и строит свою
политику с учетом интересов всех социальных слоев и групп.
Особенности
казахстанской модели социального развития были заложены изначально,
совершенствуясь и дополняясь в последующие годы. Основными составляющими
социальной политики страны являются:
1.
Ставка
на человеческий капитал. С первых дней независимости страны
создание условий для роста человеческого капиталабыло объявлено стратегической
задачей государства;
2.
Незыблемость
социальных гарантий. Преодолев первый, самый тяжелый
«период выживания» в 1991-1995 годах, государство уже никогда не отступало от
этого принципа. Страна прошла через два глобальных кризиса, но зарплаты
работникам бюджетной сферы, пенсии, стипендии, социальные пособия не только
регулярно выплачивались, но и постоянно росли;
3.
Социальная
справедливость и социальное партнерство.
Социальная
справедливость в Казахстане выражается в предоставлении государством всем своим
гражданам равных возможностей для развития и роста благосостояния.
Готовность
Казахстана к запуску нового социального пакета для граждан –продолжение
политики социальной модернизации Главы государства Н.А. Назарбаева. Это большой
шаг для Казахстана в сфере укрепления социального государства и для уверенного
будущего народа страны.
Социальные
инициативы Президента впервые охватывают весь комплекс фундаментальных
ценностей, которые важны для каждой казахстанской семьи:
• доступность приобретения на свои доходы
достойного жилья;
• повышение оплаты труда работающих людей,
за счет снижения налоговой нагрузки;
• расширение возможностей для молодежи
получения хорошего и востребованного образования;
• расширение возможностей для развития
предпринимательских инициатив;
• повышение качества жизни за счет
газификации жилья.
II. ПЯТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ ПРЕЗИДЕНТА
2.1. Первая инициатива: «Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи»
ЦЕЛЬ: расширение возможности граждан по
приобретению жилья.
Это
должно быть достигнуто путем реализации следующих ключевых задач:
1.
Установление вознаграждения по кредиту
– не более 7 процентов в год;
2.
Установление уровня первоначального
взноса при кредитовании – не более 20%;
3.
Увеличение срока кредитования до 25
лет для снижения размеров ежемесячных платежей;
4.
Задействование возможностей
Национального банка, банков второго уровня и фондового рынка;
5.
Создания при Национальном банке
специальной компании, целью которой будет привлечение не менее 1 триллиона
тенге и их направление на выкуп новых ипотечных кредитов, предоставленных
банками на вышеназванных условиях.
Все
возможности для реализации столь амбициозного проекта в Казахстане есть. По
итогам 12-ти месяцев 2017 года с учетом реализации Программы жилищного
строительства «Нұрлыжер» за счет всех источников финансирования введено в
эксплуатацию 11,2 млн. кв. м жилых домов, что составило 111% от годового
плана и на 6,2% превысило показатели аналогичного периода 2016 г.
Учитывая
то, что предлагаемые в рамках инициативы Главы государства условия гораздо
прибыльнее для населения, ожидается существенноеоживление потребительского
спроса на жилье.
Вместе
с тем, строительная индустрия Казахстана активно развивается. На рынке работают
как опытные и зарекомендовавшие себя компании, так и новые компании. Это
говорит о том, что имеется достаточный и проверенный ресурс для реализации
столь перспективной инициативы.
Помимо
того, что у миллионов казахстанцев появится возможность приобрести жилье на
выгодных условиях, реализация данной инициативы станет огромным толчком в
развитии индустрии жилищного строительства, так как малый и средний бизнес
получит мощный стимул и огромные возможности для развития, тем самым создавая
тысячи новых рабочих мест. Это компании, создающие комплектующие материалы для
строительства жилья, мебельные компании, компании, предоставляющие различные
услуги в сфере строительства, и т.д.
Жилищное
строительство в свою очередь стимулирует строительство новой инфраструктуры:
школ, садиков, торговых центров и т.д.
Таким образом инициатива создаст
огромный мультипликативный эффект для дальнейшего роста экономики всей страны в
целом.
2.2. Вторая инициатива: «Снижение налоговой нагрузки для повышения заработных плат низкооплачиваемых работников»
Цель: Снижение налогообложения для
повышения зарплаты как важный шаг к укреплению социальной справедливости.Ключевые задачи:
1.
Поддержка работающих казахстанцев с относительно низким размером заработной
платы;
2.
С 1 января 2019 года снижение налоговой нагрузки в 10 раз – до 1% для тех, кто
получает оплату труда не более 25-кратного размера минимального расчётного
показателя в месяц;
3.
Направление высвобождаемых средств на увеличение оплаты труда выбранной группы
населения.
В
результате, у не менее одной трети наёмных работников страны, это более 2
миллионов человек, вырастет заработная плата без увеличения нагрузки на
работодателей. Снижение налогов для низкооплачиваемых работников является важным шагом на пути к социальной
справедливости. Такой шаг будет стимулировать спрос населения, что приведет к
росту ВВП страны.
Правительством
будут изучены возможности внедрения прогрессивной шкалы подоходного налога.
2.3. Третья инициатива: «Повышение доступности и качества высшего образования и улучшение условий проживания студенческой молодёжи»
Цель: Новый пакет для студенчества,
нацеленный нарост потенциала и конкурентоспособности нации. Ключевые задачи:
1. Выделение
в 2018-19 учебном году дополнительно 20 тысяч грантов;
2. Повышение
количества выпускников по инженерным специальностям, специалистов в области
информационных технологий, робототехники, нано-технологий;
3. Повышение
стоимости новых грантов во всех вузах по техническим и сельскохозяйственным
специальностям до уровня грантов в национальных вузах в целях повышения
качества обучения;
4. Увеличение
охвата высшим образованием выпускников средних школ;
5. Обеспечение
студентов вузов и колледжей общежитиями путем их строительства на условиях
государственно-частного партнерства. До конца 2022 года будет обеспечено
строительство новых студенческих общежитий не менее чем на 75 тысяч мест.
Современные
глобальные вызовы, острая конкуренция между странами ориентируют Казахстан на
ускоренное инновационное и техническое развитие. В условиях Четвертой
промышленной революции приоритет должен быть именно на технических
специальностях, где у нас наибольший дефицит квалифицированных кадров.
Из
дополнительных 20 тыс. грантов, определенных Главой государства, в 2018-19
учебном году 11 тыс. грантов будут предоставлены на обучение бакалавров по
техническим специальностям, 5 тыс. – бакалавров по другим специальностям, 3
тыс. на программы магистратуры и 1 тыс. – докторантуры.
Именно
молодым специалистам предстоит поднять экономику страны на новый уровень, стать
драйверами ее ускоренного инновационного развития.
Сегодня
в вузах страны обучаются более 530 тысяч молодых людей, из них почти 30% – по
грантам, выделяемым государством.
Инициатива
Президента по увеличению грантов позволит тысячам талантливых молодых
казахстанцев, выпускникам школ, поступить в вузы, получить знания.
В
целом данные меры позволят поднять количество студентов обучающихся на
государственных грантах с 30% до 38%, а количество обучающихся по
государственным грантам на технических специальностях почти вдвое, на 50 тыс.
человек за 4 года с 48 тыс. в 2017-2018 году до 92 тыс. в 2021-2022 учебных
годах.
Также
предусмотрено повышение стоимости ранее выделенных грантов по техническим и
сельскохозяйственным специальностям до уровня национальных ВУЗов – 635 800
тенге/грант. Это позволит создать благоприятные условия для развития
инфраструктуры, улучшения программ обучения и профессорско-преподавательский
состав вузов.
Еще
одним актуальным вопросом является обеспечение студентов жилищной
инфраструктурой. Для государства важна задача по созданию условий для молодёжи,
приезжающей из регионов в города для получения образования. Общая численность
иногородних студентов по республике составляет 204 869 человек, из них 101 614
обучающихся нуждаются в общежитиях. Обеспеченность студентов местами в
общежитиях составляет 66%.
Справочно: Наибольшее количество
нуждающихся сосредоточены преимущественно в государственных вузах в городах
Алматы – 22 703 студентов, Астана – 7707 студентов, в Карагандинской области –
5072 студентов, а также в Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской,
Актюбинской, Жамбылской областях.
Таким
образом, обеспечение нуждающихся студентов жильем возможно только за счет
строительства новых общежитий с применением принципов государственно-частного
партнерства.
Будет
проведена работа по выработке алгоритма взаимодействия государства и бизнеса,
разработке типовой документации, способов возмещения части инвестиций
(компенсации инвестиционных и эксплуатационных затрат), а также мер удешевлению
заемного финансирования для инвесторов.
Для
реализации этой задачи Правительство внесет в кратчайшие сроки дополнения в
законодательные акты, Государственную
программу развития образования и науки РК на 2016-2019 годы.
2.4. Четвёртая инициатива: «Расширение микрокредитования»
Цель:усиление
предпринимательского духа нации на новом этапе развития.
Глава
государства уделил особое внимание развитию малого предпринимательства, как
одному из основных катализаторов социальной модернизации страны. Малый бизнес,
обладая гибкостью и способностью адаптироваться, а также оперативно
реорганизовать себя в условиях быстро меняющихся тенденций, является
фундаментом и залогом ускоренного социально-экономического роста.
В
данном направлении на постоянной основе проводится соответствующая работа. Наиболее
эффективно стимулированию предпринимательства служит механизм микрокредитования
и обучение основам бизнеса по проекту «Бастау Бизнес».
Например,
в 2017 году 15 тыс. человек прошли обучение основам предпринимательства по
проекту «Бастау-Бизнес», и более 573 тысяч самозанятых и безработных граждан
были охвачены мерами занятости благодаря Программе развития продуктивной
занятости и массового предпринимательства.
Из
предусмотренных программой 32 млрд. тенге, 27 млрд. тенге направлены в сельскую
местность. В результате выданы 7,2 тыс. микрокредитов, 6,8 тыс. из них – в
сельской местности. Благодаря этому в прошлом году созданы более 4,5 тыс. новых
рабочих мест.
Исходя
из достигнутых результатов, ключевой задачей текущего года является дальнейшее
развитие предпринимательской среды. Поэтому государством было увеличено
финансирование микрокредитования в 2018 г. до 41,8 млрд. тенге (30,8 млрд. – в
сельской местности, 11 млрд. – в городах), а соответствующей учебной программой
в этом году будут охвачены уже 30 тыс. человек.
Кроме
того, за счет выделения дополнительных 20 млрд. тенге объем финансирования
программы микрокредитования в этом году будет увеличен на 50 % до 62 млрд.
тенге:
• из них 14 млрд. тенге пойдут на
кредитование в селах, в том числе 10 млрд. тенге – на развитие якорной
кооперации вокруг крупных перерабатывающих сельхозпредприятий, что позволит
обеспечить гарантированный сбыт продукции;
• остальные 6 млрд. тенге будут направлены
на кредитование в городах.
Лимиты
микрокредитов для городов и сёл будут пересмотрены:
• средний размер микрокредита в городах и
для проектов якорной кооперации на селе - не более 6,5 млн. тенге
• для других проектов на селе - не более
3,5 млн. тенге.
В
результате общий охват микрокредитованием составит более 14 тыс. человек, что в
два раза превышает уровень 2017 года.
Благодаря
этим мерам, будет значительно расширен охват микрокредитованием, созданы новые
рабочие места, что позволит снизить долю неофициально занятого населения.
2.5. Пятая инициатива: «Дальнейшая газификация страны»
ЦЕЛЬ: долгосрочное развитие газификации и газоснабжения регионов страныдля
повышения качества жизни граждан.
Это будет достигнуто путем реализации следующих ключевых задач:
1.
Реализация проекта по строительству
магистрального газопровода по маршруту Кызылорда (Караозек) – Жезказган –
Караганда – Темиртау – Астана;
2.
Привлечение соответствующих средств, в
том числе от международных финансовых институтов;
3.
Обеспечение природным газом 2,7
миллиона человек;
4.
Создание новых производств малого и
среднего бизнеса;
5.
Создание новых рабочих мест;
6.
Развитие необходимой инфраструктуры в
регионах;
7.
Улучшение экологии (снижение вредных выбросов
в атмосферу в 6 раз или на 35 тысяч тонн в год в г. Астана).
Газификация
регионов Казахстана — одно из наиболее масштабных и социально значимых
направлений работы государства, которое положительно отразится в повышении
качества жизни населения.
За
последние годы удалось проделать очень непростую и масштабную работу для
обновления и развития всей газовой отрасли. Сегодня газотранспортная и
транзитная инфраструктура находится на самом высоком техническом уровне.
Благодаря чему, население обеспечивается отечественным газоми гарантированно
проводится отопительный сезон.
За
годы независимости добыча газа в стране увеличилась с 8 до 52 миллиардов
кубометров в год и будет расти дальше.
На
сегодня уровень газификации населения в стране составляет почти 50%.
Бесперебойно обеспечивается природным газом более 8-ми миллионов жителей
страны, около 35 тысяч предприятий в 10-ти регионах Казахстана (г.Алматы, Актюбинская,
Алматинская, Атырауская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Костанайская,
Кызылординская, Мангистауская и Южно-Казахстанская области).
Наибольший
уровень обеспеченности доступом населения и коммунально-бытовых предприятий к
централизованному газоснабжению в Казахстане наблюдается в западных регионах
страны.
Все
позволяет активно развивать инфраструктуру Казахстана, осуществлять трансфер
передовых технологий, способствует инновационному развитию экономики, гарантирует
занятость значительной части трудоспособного населения иразвивает социальную
сферу.
В
целом газификация регионов Казахстана обеспечивает энергетическую безопасность
страны, улучшает состояние экологии и создает дополнительные возможности для
экономического роста.
III. ЕДИНСТВО НАРОДА. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА, ОБЩЕСТВА, ГРАЖДАН
Все
пять инициатив Главы государства имеют четкие параметры. Они направленны на
дальнейшее улучшение благосостояния каждого казахстанца, решают конкретные
вопросы. Все они должны быть реализованы до 2022 года.
Правительством
совместно с Национальным банком будет детально проработан механизм их
реализации. Депутатами Парламента будет внесены необходимые изменения в
законодательство.
Важно
отметить, что учитывая абсолютную значимость этих инициатив, обеспечится
широкое обсуждение подходов по их эффективной реализации.
Реализация
программы наполнит конституционную норму о «социальном государстве» новым
конкретным содержанием.
IV. КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ. ПЯТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ Н.А. НАЗАРБАЕВА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ.
В
период завершения глобального суперцикла сырьевых цен Казахстан пережил сложное
время преодоления внешних шоков. Своевременные и масштабные антикризисные меры
оздоровили экономику, страна уверенно вышла на траекторию роста в 4% ВВП.
Кроме
того, в 2017 году восстановился рост цен на сырьевые товары. Ускорился рост
экономик как развитых, так и развивающихся стран.
Вместе
с тем, мировая экономика все еще далека от инклюзивного роста. Несмотря на
восстановление экономической активности в мире, сохраняются опасения
относительно устойчивости данной тенденции. Так, повышение ключевой ставки ФРС США
может привести к оттоку с развивающихся
рынков в 2018-2019 годах 70 млрд. долларов портфельных инвестиций. Это может
отрицательно сказаться на росте глобальной экономики.
Углубляющаяся
политизация экономических процессов и сохранение геополитической напряженности
формируют дополнительные вызовы и усиливают неопределенность в глобальной
экономике.
Несмотря
на непростую ситуацию и сохраняющуюся неопределенность в мировой экономике, Глава
государства принял решение о реализации 5 социальных инициатив, которые
принесут казахстанцам уверенность в завтрашнем дне, поднимут качество жизни.
___________________