Диагностика и коррекция специфического отставания,
или как помочь отстающему ребенку по математике
Преподавание математики
Общепедагогические технологии
Вопрос о специфическом отставании школьников по
математике не нов. Кажется, многолетние старания учителей должны были поставить
точку в уже решенной задаче, но как только начинается новый учебный год,
проблема встает опять. Можно ли помочь начинающим учителям и, конечно,
заинтересованным родителям в преодолении “высоких” математических барьеров, так
ли сложна программа или сегодняшние дети не готовы к восприятию этой программы?
Что надо учитывать при обучении детей математике? Проблеме неуспешности вполне
здоровых детей в настоящий момент посвящено много научных книг. Моя методика
проще, а главное, дает положительные результаты. Не секрет, что все дети
по-разному воспринимают информацию, даже очень простую, на наш взгляд. И уж
если так случилось, что ребенок имеет не самые высокие показатели по этой
дисциплине, с чего начать коррекцию? Для начала всех отстающих необходимо
“продиагностировать” (желательно раньше, чем при переходе из “начальной” школы
в “среднюю”). Условно всех отстающих можно разделить по трем поведенческим
типам: два основных и третий смешанный. Первый тип: - ученик с низкой
интенсивностью учебной деятельности в области математики. Общими чертами таких
детей являются: постоянные отвлечения на уроках, невнимательность, частые
нарушения дисциплины, домашним заданиям уделяется очень мало времени, замечания
учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время, отсутствует
всякое желание заниматься математикой. Вместе с тем уровень умственных
способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного
усвоения предмета. Основными причинами для низкой интенсивности учебной
деятельности являются пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему
материалу, пониженный интерес к математике из- за недостатков в методике
преподавания учителя, межличностные отношения учитель-ученик, а также недостаточное
внимание со стороны родителей. Комплекс корректировки детей первого типа должен
предусматривать ряд учебно- воспитательных мероприятий, направленных на
создание психологической атмосферы, способствующей зарождению интереса к
занятиям математикой: 1. В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по
отношению к ученику особую доброжелательность, подбадривает его, создает
ситуацию успеха. 2. При объяснении нового материала учитель более часто
обращается к отстающему ученику с различными вопросами, по возможности
привлекает его в качестве помощника при использовании наглядных пособий и т. п.
3. В ходе самостоятельных или контрольных работ ученик получает необходимую
помощь, при чем с постепенным увеличением ее степени. Например, если ученик
затрудняется решить задачу, ему указывают на аналогичную, выполненную ранее,
затем напоминают основной подход к ее решению и лишь в случае недостаточности
такой помощи прямо указывают конкретный путьрешения. При этом отмечаются
положительные моменты в работе ученика, постоянно поощряя его к новым и новым
усилиям. Второй поведенческий тип – учащиеся с низкой эффективностью учебной
деятельности: это дети, которые внимательны, старательны на уроках, на решение
задач и примеров затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и
поэтому оказываются в числе неуспевающих. Обычно такие дети на урок приходят не
подготовленными. Они плохо справляются с устным счетом, не умеют производить
элементарные счетные действия. Причины неуспеваимости таких детей кроются в: 1)
несформированности умений и навыков в области математики – как результат либо в
методике преподавания учителя, либо в недостатке родительской любви, пробелы в
знаниях из-за пропусков уроков по болезни; 2) недостаточности развития
способности к логичному рассуждению из-за микропоражений в коре головного мозга
или недостатка своевременной родительской внимательности; 3) недостаточности
развития способности к обобщению (по тем же причинам, что и в п. 1); 4) низкого
уровня развития восприятия и воображения (следствия аналогичные п. 2),
ригидность мыслительных действий из-за недостатков в методике преподавания,
если данная причина не является результатом поражения коры головного мозга.
Комплекс коррекционных воздействий направлен на формирование приемов анализа и
синтеза при решении математических задач. С учеником отрабатывается алгоритм,
представляющий систему операций, применяемый в процессе работы над задачей: 1)
Внимательно прочитай задачу. 2) Выдели, что дано в задаче и, что необходимо
найти. 3) Определи те величины, которые нужны для решения, но числовых значений
в условии нет. 4) Разложи задачу на ряд “простых”. 5) Реши ее. 6) Сделай
проверку. Обучение учащихся по указанному алгоритму предполагает формирование у
них понятий “величина”, “числовое значение величины”, “составная задача”,
“математическое выражение задачи”. С другой стороны, когда ребенок знает, каким
должен быть очередной шаг, то это дисциплинирует его мышление, позволяет
сконцентрироваться на достижении определенной цели. Третий тип поведения отстающих
учеников сочетает в себе признаки с низкой интенсивностью и низкой
эффективностью учебной деятельности. Признаки двух поведенческих типов
объединены причинно-следственными связями: и нейрофизиологического, и
психологического, и педагогического характера. Причем нарушения и отклонения в
развитии личности ребенка имеют здесь более длительную и сложную историю.