"Ақмола облысы білім басқармасының Көкшетау қаласы бойынша білім бөлімі Көкшетау қаласының №15 негізгі орта мектебі" КММ
КГУ "Основная средняя школа №15 города Кокшетау отдела образования по городу Кокшетау управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Диагностика и коррекция специфического отставания, или как помочь отстающему ребенку по математике

10.02.2017

Диагностика и коррекция специфического отставания,

или как помочь отстающему ребенку по математике

Преподавание математики

Общепедагогические технологии

Вопрос о специфическом отставании школьников по

математике не нов. Кажется, многолетние старания учителей должны были поставить

точку в уже решенной задаче, но как только начинается новый учебный год,

проблема встает опять. Можно ли помочь начинающим учителям и, конечно,

заинтересованным родителям в преодолении “высоких” математических барьеров, так

ли сложна программа или сегодняшние дети не готовы к восприятию этой программы?

Что надо учитывать при обучении детей математике? Проблеме неуспешности вполне

здоровых детей в настоящий момент посвящено много научных книг. Моя методика

проще, а главное, дает положительные результаты. Не секрет, что все дети

по-разному воспринимают информацию, даже очень простую, на наш взгляд. И уж

если так случилось, что ребенок имеет не самые высокие показатели по этой

дисциплине, с чего начать коррекцию? Для начала всех отстающих необходимо

“продиагностировать” (желательно раньше, чем при переходе из “начальной” школы

в “среднюю”). Условно всех отстающих можно разделить по трем поведенческим

типам: два основных и третий смешанный. Первый тип: - ученик с низкой

интенсивностью учебной деятельности в области математики. Общими чертами таких

детей являются: постоянные отвлечения на уроках, невнимательность, частые

нарушения дисциплины, домашним заданиям уделяется очень мало времени, замечания

учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время, отсутствует

всякое желание заниматься математикой. Вместе с тем уровень умственных

способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного

усвоения предмета. Основными причинами для низкой интенсивности учебной

деятельности являются пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему

материалу, пониженный интерес к математике из- за недостатков в методике

преподавания учителя, межличностные отношения учитель-ученик, а также недостаточное

внимание со стороны родителей. Комплекс корректировки детей первого типа должен

предусматривать ряд учебно- воспитательных мероприятий, направленных на

создание психологической атмосферы, способствующей зарождению интереса к

занятиям математикой: 1. В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по

отношению к ученику особую доброжелательность, подбадривает его, создает

ситуацию успеха. 2. При объяснении нового материала учитель более часто

обращается к отстающему ученику с различными вопросами, по возможности

привлекает его в качестве помощника при использовании наглядных пособий и т. п.

3. В ходе самостоятельных или контрольных работ ученик получает необходимую

помощь, при чем с постепенным увеличением ее степени. Например, если ученик

затрудняется решить задачу, ему указывают на аналогичную, выполненную ранее,

затем напоминают основной подход к ее решению и лишь в случае недостаточности

такой помощи прямо указывают конкретный путьрешения. При этом отмечаются

положительные моменты в работе ученика, постоянно поощряя его к новым и новым

усилиям. Второй поведенческий тип – учащиеся с низкой эффективностью учебной

деятельности: это дети, которые внимательны, старательны на уроках, на решение

задач и примеров затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и

поэтому оказываются в числе неуспевающих. Обычно такие дети на урок приходят не

подготовленными. Они плохо справляются с устным счетом, не умеют производить

элементарные счетные действия. Причины неуспеваимости таких детей кроются в: 1)

несформированности умений и навыков в области математики – как результат либо в

методике преподавания учителя, либо в недостатке родительской любви, пробелы в

знаниях из-за пропусков уроков по болезни; 2) недостаточности развития

способности к логичному рассуждению из-за микропоражений в коре головного мозга

или недостатка своевременной родительской внимательности; 3) недостаточности

развития способности к обобщению (по тем же причинам, что и в п. 1); 4) низкого

уровня развития восприятия и воображения (следствия аналогичные п. 2),

ригидность мыслительных действий из-за недостатков в методике преподавания,

если данная причина не является результатом поражения коры головного мозга.

Комплекс коррекционных воздействий направлен на формирование приемов анализа и

синтеза при решении математических задач. С учеником отрабатывается алгоритм,

представляющий систему операций, применяемый в процессе работы над задачей: 1)

Внимательно прочитай задачу. 2) Выдели, что дано в задаче и, что необходимо

найти. 3) Определи те величины, которые нужны для решения, но числовых значений

в условии нет. 4) Разложи задачу на ряд “простых”. 5) Реши ее. 6) Сделай

проверку. Обучение учащихся по указанному алгоритму предполагает формирование у

них понятий “величина”, “числовое значение величины”, “составная задача”,

“математическое выражение задачи”. С другой стороны, когда ребенок знает, каким

должен быть очередной шаг, то это дисциплинирует его мышление, позволяет

сконцентрироваться на достижении определенной цели. Третий тип поведения отстающих

учеников сочетает в себе признаки с низкой интенсивностью и низкой

эффективностью учебной деятельности. Признаки двух поведенческих типов

объединены причинно-следственными связями: и нейрофизиологического, и

психологического, и педагогического характера. Причем нарушения и отклонения в

развитии личности ребенка имеют здесь более длительную и сложную историю.

Просмотров: 182


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст