"Ақмола облысы білім басқармасының Көкшетау қаласы бойынша білім бөлімі Көкшетау қаласының №15 негізгі орта мектебі" КММ
КГУ "Основная средняя школа №15 города Кокшетау отдела образования по городу Кокшетау управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Правила этикета

24.02.2017

Тема:

«Правила этикета».

Цель: формирование

представлений о правилах этикета.

Задачи:

1.

Формирование навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного

характера;

2.

Развитие общей культуры учащихся.

3.

Воспитать любознательность, нравственные качества учащихся: ответственность,

доброту, уважительное отношение к окружающим.

                                 

                                                  

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Ученик (читает отрывок из книги  Б.В.Бушевлевой «Поговорим о воспитанности»).

Однажды Марк Твен рассказал  о себе такую

историю: «...я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на

прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти

взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня,

они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не

мог понять, что их так удивляет во мне. Я стал проверять, зашнурованы ли мои

ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были

проверить, ровно ли надет галстук, — в этот момент в меня словно попала молния:

— галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны

взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко, и

холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь

землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой.

Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения

людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я, сам того не желая,

нарушил одно из правил этикета».

 

- Да, когда-то недопустимо было появляться

в обществе без галстука.

Ношение париков,

поклоны, реверансы... Раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Строгость

в обращении мужчины и женщины. Например, воспитанный мужчина не мог себе

позволить сесть, если рядом стоит женщина...

- Да, эти правила ушли, но остались многие

другие, о которых у нас сегодня пойдет речь. Чтобы представить себе важность

поднятой темы, вспомним одно высказывание Д.Леббока: «Для успеха в жизни умение

общаться и быть человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами». Действительно,

 для   того  чтобы

  нас  уважали   в   коллективе

(школьном, рабочем,  в кругу друзей), очень

важно то, как мы сами относимся к окружающим, как о них думаем, как они нас

воспринимают. В рассказе, который вы услышали вначале, прозвучало слово «этикет».

- Как вы

думаете, что оно обозначает? (Этикет —

это установленный порядок поведения где-либо).

2. Основная часть

- Перед классным часом мы проводили анкетирование.

В ней участвовали ученики нашего класса. Воспитанными   вы

назвали следующих ребят... (называет  фамилии,

цифра рядом с фамилией показывает, сколько учащихся указали это имя).

 

- Это значит,

что наши представления о воспитанности в чем-то совпадают, а в чем-то

отличаются. Как объяснить такие расхождения? Может быть, во время анкетирования

вы забыли о некоторых одноклассниках? А может быть, иные из вас предпочитают

проявлять свои положительные качества в кругу взрослых? Словом, тем из ребят,

кто не обнаружил своей фамилии, ни в одном списке стоит задуматься.

На вопрос

анкеты: «По каким качествам вы судите об уровне воспитанности человека?» — вы,

ребята, отвечали так:

— по внешнему

виду;

— по манере

разговаривать и слушать

других;

— по готовности

прийти на помощь;

— по умению

никогда не лезть в чужие разговоры и дела.

    Такие качества характера являются для  вас визитной карточкой человека, его

этикеткой. Кстати, есть ли что-то общее между словами «этикет» и «этикетка»?

Этикетку все видели: на спичечной коробке, бутылке газированной воды и т.д. Это

яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлекает внимание и рассказывает о качестве

предлагаемого предмета, можно сказать, маленький представитель той или иной вещи.

 

    А этикет определяет, какой стороной человек

поворачивается к людям, это наш внешний вид, манера себя вести в обществе. Но

ведь жесты, способы приветствий, приемы поведения за столом — все это тоже

своеобразная этикетка, которая, прежде всего, бросается в глаза, и по ней судят

о нас самих.

 

   Послушаем два рассказа, а потом поделимся

своими мыслями и впечатлениями.

 

                                               Рассказ

1

    Ученик

(читает отрывок из книги Е.А. Крашенинниковой «Шаг навстречу»).

...В непогоду мы

семьей ждали самолет в аэропорту. К нам присоединился попутчик — симпатичный

мужчина средних лет. В руке дипломат, спортивного  телосложения... Едва мы познакомились, он

начал что-то кричать моему мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом

стал подкидывать нашего сынишку в воздух, задавая ему один и тот же вопрос:

«Кого больше любишь: маму или папу?» Мы опешили. Я не говорю, что этот человек

плохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не

исключено, что у него есть собака, и он трогательно заботится о лохматом друге.

Познакомившись с ним поближе, мы бы узнали о его прекрасных качествах и могли

проникнуться к нему уважением. Но нам не захотелось узнавать его ближе и

общаться с ним. Мы постарались с ним скорее расстаться.

 

                                                                

Рассказ 2

Ученик (читает дневник педагога). У мужа моей

знакомой через все лицо проходит шрам, да и передвигается он не слишком быстро

— прихрамывает. Людям, не знакомым с ним. Хочется сразу отвести взгляд от

несчастного калеки. Но для нас он настоящий магнит. Мы-то знаем, какой это

прекрасный человек. Все мальчишки во дворе завидуют Сашке (его сыну), когда тот

с отцом возвращается с рыбалки или они вместе идут на стадион, чтобы там

погонять мяч. А шрам и хромоту он получил, вытаскивая из горящей машины друга с

семьей, когда все вместе они попали в аварию где-то у Байкала.

 

- Мы выслушали две истории. В них

представлены два человека. С каким из них вам - захотелось бы подружиться? Не

бывает ли так, что за «красивой этикеткой» прячется «некачественный товар», а

там, где этикетка оставляет желать лучшего, — открываешь, содержание высшей

пробы! Но трудно сразу дать истинную оценку человеку!

    (Далее идет обсуждение данной тем в группах).

  - В том-то и разница между этикеткой и этикетом,

что этикетка — это, в конце концов, что-то внешнее. Можно на хорошую вещь

наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить, замечательным ярлыком.

Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему.

   - Давайте и мы попробуем разобраться некоторых

непростых ситуациях. У вас на столах лежат карточки с записанными в них

жизненными историями. Прочитайте их, проанализируйте поведение ребят дайте им

свою оценку.

                                                     Ситуация 1

   На экскурсию надо было выйти ровно в 11

часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам.

На часах 11.05. Бежит Ира: «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась

в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все двинулись в путь. Тут

из-за угла появился Володя: «Ну, что — собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали»,

— закричали ребята. Володя ответил: «Видик смотрел». «Ты разве не знаешь, что

опаздывать некрасиво?» — «Знаю, но так уж получилось».

    Идет беседа в группах. Ребята дают оценку

поступкам Иры и Володи. Кто из них проявил большую воспитанность? Случается ли

такое в нашем классе?

- Существует правило «5 минут». Не стоит

приходить на встречу очень рано — вы теряете свое время. Но и не опаздывай —

цени время других. Люди  вовремя

приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

                                                     

Ситуация 2

Нарядная

оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев

ее, поднимаете девочка.

— Садитесь,

пожалуйста!

— Ну что ты... Спасибо...

Не надо.

— Садитесь,

садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю,

Оживление на

лице женщины гаснет.

Обсуждается

вопрос: все ли правильно было в поведении этой девочки?

 

- Доброе

отношение к людям проявляется в разных формах, одна из них — тактичность. На

этом примере видно. Что вежливость и тактичность — не одно и то же. Вежливость

у девочки есть, а вот такта маловато. Правила этикета не позволяют нам

напоминать женщине о возрасте, сколько бы ей ни было, 25, 45 или 85...

                                                    

Ситуация 3

   В лагере Олега определили в пятую палату. А

там уже трое других ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают.

Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка

ябеда. А длинный драться будет. И вообще они какие-то подозрительные, надо

сгущенку спрятать.

  А другого парня — Сергея — определили в

седьмую палату...

 — Привет, ребята! Я — Сергей, учусь в четырнадцатой

школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не

мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если

что-то надо: книги, ножик - берите, я их сверху положу.

   (Идет обсуждение ситуации: с кем из героев

дети хотели бы оказаться в одной палате, почему?)

 

-Как вы думаете,

каким должен быть человек, чтобы в коллективе его любили и уважали?

(позитивным, добрым, умным)

-А еще он должен

быть ответственным. Если человек ответственный, то он за каждое поручение

берется смело и доводит его до конца. В коллективе это качество очень ценится.

Если несколько раз убедишься, что этот человек ответственный, если он выполняет

задание вовремя, никогда не подводит своих близких, то к нему будут относиться

на более высоком уровне, чем ко всем остальным. С таким человеком и дружить

намного приятнее.

- К сожалению,

среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы,

жадины и злюки. Имея подобные мысли, трудно прослыть воспитанным человеком.

Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи:

«Вон человек,

что скажешь ты о нем?»

Ответил Друг,

плечами пожимая:

«Я с этим

человеком не знаком.

Что про него

хорошего я знаю?»

«Вон человек,

что скажешь ты о нем?» —

Спросил я у

товарища другого.

«Я с этим

человеком не знаком.

Что я могу

сказать о нем плохого?»

- Чувствуете

разницу? А ведь все просто. Один человек имеет доброе сердце, поэтому на всех

глядит с любовью.  А  другой заражен микробом недоверия и видит мир

в черном цвете. Великий педагог А.С-Макаренко говорил, что к людям надо

подходить с оптимистической гипотезой.

 

  Оптимист — тот, кто верит в хорошее.

 (Далее в класс вносят на подносе три плитки

шоколада. Представителям каждой группы предлагается выбрать одну из них и

развернуть).

 

Красивая                         Еще более                                                     Некрасивая

этикетка и                       красивая                                               этикетка

и

настоящий                     этикетка и                                               настоящий

шоколад                         пластилиновый                                     шоколад

внутри                             шоколад внутри                                    внутри

 

- Разверните упаковку и проверьте ее

содержимое. А теперь поделитесь своими чувствами.

 

(Первый ученик

выбрал самую красивую упаковку. Но в ней оказалось несъедобное содержимое.

Ребята обманулись, поверив этикетке).

 

- Вы, наверное, догадались, что этот

сюрприз предложен вам не шутки

ради. В ваших

руках некий символ. Теперь скажите, глядя на свою «шоколадку», какой урок в

отношениях с людьми она иллюстрирует? (За красивой внешностью порой может

скрываться что-то негодное. «По одежке встречают, по уму провожают»).

 

- Кто из героев наших сегодняшних рассказов

похож на эту «шоколадку»? (Мужчина в аэропорту, девочка в трамвае).

 

- Второй ученик

выбрал некрасивую упаковку с натуральным шоколадом внутри. Какой урок вы

извлекли в контексте разговора об этикете? (Нельзя делать поспешных выводов о

человеке. Непривлекательные черты могут скрывать доброту, самоотверженность,

душевную красоту).

 

- Кто из героев услышанных историй

символизирует вашу шоколадку? (Человек со шрамом)

 

- Третий ученик

выбрал красивую упаковку с натуральным шоколадом. Какой вывод можно сделать?

(Этикетка соответствует товару)

 

- Какой урок вы

извлекли? (Когда они не идут вразрез с нормами этикета — это просто здорово).

 

- Кто из героев

подходит подданное вами определение? (Сергей, приехавший в лагерь, Ира на

экскурсии!)

 

-У вас на столах лежат карточки со

словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «соблюдение правил

этикета». «+». «—», «=». Сложите из этих карточек формулу воспитанности и формулу

этикетки.

 

знание этикета     +       соблюдение

его правил            =    воспитанность

                                     

знание этикета     +       соблюдение

его правил             =   этикетка

 

3.Залючительная часть

 

-Воспитанность заключается не только в

знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих

видимость воспитанности, то он  превращает

себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка.

 

- Воспитанность и хорошие манеры на самом

деле прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда

человек выглядит воспитанным: он приветливо улыбается, вежливо здоровается,

подает пальто, открывает переставшими дверь... Но рано или поздно притворщик

снимает маску, и все видят его настоящее лицо, злое и неприятное. В заключение

желаю всем вам стать людьми истинно воспитанными и тактичным, чтобы у людей от

общения с вами осталось только хорошее впечатление, чтобы вами было приятно

дружить и общаться.

 

Просмотров: 171


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст