Тема:
«Правила этикета».
Цель: формирование
представлений о правилах этикета.
Задачи:
1.
Формирование навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного
характера;
2.
Развитие общей культуры учащихся.
3.
Воспитать любознательность, нравственные качества учащихся: ответственность,
доброту, уважительное отношение к окружающим.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Ученик (читает отрывок из книги Б.В.Бушевлевой «Поговорим о воспитанности»).
Однажды Марк Твен рассказал о себе такую
историю: «...я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на
прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти
взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня,
они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не
мог понять, что их так удивляет во мне. Я стал проверять, зашнурованы ли мои
ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были
проверить, ровно ли надет галстук, — в этот момент в меня словно попала молния:
— галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны
взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко, и
холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь
землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой.
Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения
людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я, сам того не желая,
нарушил одно из правил этикета».
- Да, когда-то недопустимо было появляться
в обществе без галстука.
Ношение париков,
поклоны, реверансы... Раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Строгость
в обращении мужчины и женщины. Например, воспитанный мужчина не мог себе
позволить сесть, если рядом стоит женщина...
- Да, эти правила ушли, но остались многие
другие, о которых у нас сегодня пойдет речь. Чтобы представить себе важность
поднятой темы, вспомним одно высказывание Д.Леббока: «Для успеха в жизни умение
общаться и быть человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами». Действительно,
для того чтобы
нас уважали в коллективе
(школьном, рабочем, в кругу друзей), очень
важно то, как мы сами относимся к окружающим, как о них думаем, как они нас
воспринимают. В рассказе, который вы услышали вначале, прозвучало слово «этикет».
- Как вы
думаете, что оно обозначает? (Этикет —
это установленный порядок поведения где-либо).
2. Основная часть
- Перед классным часом мы проводили анкетирование.
В ней участвовали ученики нашего класса. Воспитанными вы
назвали следующих ребят... (называет фамилии,
цифра рядом с фамилией показывает, сколько учащихся указали это имя).
- Это значит,
что наши представления о воспитанности в чем-то совпадают, а в чем-то
отличаются. Как объяснить такие расхождения? Может быть, во время анкетирования
вы забыли о некоторых одноклассниках? А может быть, иные из вас предпочитают
проявлять свои положительные качества в кругу взрослых? Словом, тем из ребят,
кто не обнаружил своей фамилии, ни в одном списке стоит задуматься.
На вопрос
анкеты: «По каким качествам вы судите об уровне воспитанности человека?» — вы,
ребята, отвечали так:
— по внешнему
виду;
— по манере
разговаривать и слушать
других;
— по готовности
прийти на помощь;
— по умению
никогда не лезть в чужие разговоры и дела.
Такие качества характера являются для вас визитной карточкой человека, его
этикеткой. Кстати, есть ли что-то общее между словами «этикет» и «этикетка»?
Этикетку все видели: на спичечной коробке, бутылке газированной воды и т.д. Это
яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлекает внимание и рассказывает о качестве
предлагаемого предмета, можно сказать, маленький представитель той или иной вещи.
А этикет определяет, какой стороной человек
поворачивается к людям, это наш внешний вид, манера себя вести в обществе. Но
ведь жесты, способы приветствий, приемы поведения за столом — все это тоже
своеобразная этикетка, которая, прежде всего, бросается в глаза, и по ней судят
о нас самих.
Послушаем два рассказа, а потом поделимся
своими мыслями и впечатлениями.
Рассказ
1
Ученик
(читает отрывок из книги Е.А. Крашенинниковой «Шаг навстречу»).
...В непогоду мы
семьей ждали самолет в аэропорту. К нам присоединился попутчик — симпатичный
мужчина средних лет. В руке дипломат, спортивного телосложения... Едва мы познакомились, он
начал что-то кричать моему мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом
стал подкидывать нашего сынишку в воздух, задавая ему один и тот же вопрос:
«Кого больше любишь: маму или папу?» Мы опешили. Я не говорю, что этот человек
плохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не
исключено, что у него есть собака, и он трогательно заботится о лохматом друге.
Познакомившись с ним поближе, мы бы узнали о его прекрасных качествах и могли
проникнуться к нему уважением. Но нам не захотелось узнавать его ближе и
общаться с ним. Мы постарались с ним скорее расстаться.
Рассказ 2
Ученик (читает дневник педагога). У мужа моей
знакомой через все лицо проходит шрам, да и передвигается он не слишком быстро
— прихрамывает. Людям, не знакомым с ним. Хочется сразу отвести взгляд от
несчастного калеки. Но для нас он настоящий магнит. Мы-то знаем, какой это
прекрасный человек. Все мальчишки во дворе завидуют Сашке (его сыну), когда тот
с отцом возвращается с рыбалки или они вместе идут на стадион, чтобы там
погонять мяч. А шрам и хромоту он получил, вытаскивая из горящей машины друга с
семьей, когда все вместе они попали в аварию где-то у Байкала.
- Мы выслушали две истории. В них
представлены два человека. С каким из них вам - захотелось бы подружиться? Не
бывает ли так, что за «красивой этикеткой» прячется «некачественный товар», а
там, где этикетка оставляет желать лучшего, — открываешь, содержание высшей
пробы! Но трудно сразу дать истинную оценку человеку!
(Далее идет обсуждение данной тем в группах).
- В том-то и разница между этикеткой и этикетом,
что этикетка — это, в конце концов, что-то внешнее. Можно на хорошую вещь
наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить, замечательным ярлыком.
Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему.
- Давайте и мы попробуем разобраться некоторых
непростых ситуациях. У вас на столах лежат карточки с записанными в них
жизненными историями. Прочитайте их, проанализируйте поведение ребят дайте им
свою оценку.
Ситуация 1
На экскурсию надо было выйти ровно в 11
часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам.
На часах 11.05. Бежит Ира: «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась
в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все двинулись в путь. Тут
из-за угла появился Володя: «Ну, что — собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали»,
— закричали ребята. Володя ответил: «Видик смотрел». «Ты разве не знаешь, что
опаздывать некрасиво?» — «Знаю, но так уж получилось».
Идет беседа в группах. Ребята дают оценку
поступкам Иры и Володи. Кто из них проявил большую воспитанность? Случается ли
такое в нашем классе?
- Существует правило «5 минут». Не стоит
приходить на встречу очень рано — вы теряете свое время. Но и не опаздывай —
цени время других. Люди вовремя
приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.
Ситуация 2
Нарядная
оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев
ее, поднимаете девочка.
— Садитесь,
пожалуйста!
— Ну что ты... Спасибо...
Не надо.
— Садитесь,
садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю,
Оживление на
лице женщины гаснет.
Обсуждается
вопрос: все ли правильно было в поведении этой девочки?
- Доброе
отношение к людям проявляется в разных формах, одна из них — тактичность. На
этом примере видно. Что вежливость и тактичность — не одно и то же. Вежливость
у девочки есть, а вот такта маловато. Правила этикета не позволяют нам
напоминать женщине о возрасте, сколько бы ей ни было, 25, 45 или 85...
Ситуация 3
В лагере Олега определили в пятую палату. А
там уже трое других ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают.
Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка
ябеда. А длинный драться будет. И вообще они какие-то подозрительные, надо
сгущенку спрятать.
А другого парня — Сергея — определили в
седьмую палату...
— Привет, ребята! Я — Сергей, учусь в четырнадцатой
школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не
мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если
что-то надо: книги, ножик - берите, я их сверху положу.
(Идет обсуждение ситуации: с кем из героев
дети хотели бы оказаться в одной палате, почему?)
-Как вы думаете,
каким должен быть человек, чтобы в коллективе его любили и уважали?
(позитивным, добрым, умным)
-А еще он должен
быть ответственным. Если человек ответственный, то он за каждое поручение
берется смело и доводит его до конца. В коллективе это качество очень ценится.
Если несколько раз убедишься, что этот человек ответственный, если он выполняет
задание вовремя, никогда не подводит своих близких, то к нему будут относиться
на более высоком уровне, чем ко всем остальным. С таким человеком и дружить
намного приятнее.
- К сожалению,
среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы,
жадины и злюки. Имея подобные мысли, трудно прослыть воспитанным человеком.
Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи:
«Вон человек,
что скажешь ты о нем?»
Ответил Друг,
плечами пожимая:
«Я с этим
человеком не знаком.
Что про него
хорошего я знаю?»
«Вон человек,
что скажешь ты о нем?» —
Спросил я у
товарища другого.
«Я с этим
человеком не знаком.
Что я могу
сказать о нем плохого?»
- Чувствуете
разницу? А ведь все просто. Один человек имеет доброе сердце, поэтому на всех
глядит с любовью. А другой заражен микробом недоверия и видит мир
в черном цвете. Великий педагог А.С-Макаренко говорил, что к людям надо
подходить с оптимистической гипотезой.
Оптимист — тот, кто верит в хорошее.
(Далее в класс вносят на подносе три плитки
шоколада. Представителям каждой группы предлагается выбрать одну из них и
развернуть).
Красивая Еще более Некрасивая
этикетка и красивая этикетка
и
настоящий этикетка и настоящий
шоколад пластилиновый шоколад
внутри шоколад внутри внутри
- Разверните упаковку и проверьте ее
содержимое. А теперь поделитесь своими чувствами.
(Первый ученик
выбрал самую красивую упаковку. Но в ней оказалось несъедобное содержимое.
Ребята обманулись, поверив этикетке).
- Вы, наверное, догадались, что этот
сюрприз предложен вам не шутки
ради. В ваших
руках некий символ. Теперь скажите, глядя на свою «шоколадку», какой урок в
отношениях с людьми она иллюстрирует? (За красивой внешностью порой может
скрываться что-то негодное. «По одежке встречают, по уму провожают»).
- Кто из героев наших сегодняшних рассказов
похож на эту «шоколадку»? (Мужчина в аэропорту, девочка в трамвае).
- Второй ученик
выбрал некрасивую упаковку с натуральным шоколадом внутри. Какой урок вы
извлекли в контексте разговора об этикете? (Нельзя делать поспешных выводов о
человеке. Непривлекательные черты могут скрывать доброту, самоотверженность,
душевную красоту).
- Кто из героев услышанных историй
символизирует вашу шоколадку? (Человек со шрамом)
- Третий ученик
выбрал красивую упаковку с натуральным шоколадом. Какой вывод можно сделать?
(Этикетка соответствует товару)
- Какой урок вы
извлекли? (Когда они не идут вразрез с нормами этикета — это просто здорово).
- Кто из героев
подходит подданное вами определение? (Сергей, приехавший в лагерь, Ира на
экскурсии!)
-У вас на столах лежат карточки со
словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «соблюдение правил
этикета». «+». «—», «=». Сложите из этих карточек формулу воспитанности и формулу
этикетки.
знание этикета + соблюдение
его правил = воспитанность
знание этикета + соблюдение
его правил = этикетка
3.Залючительная часть
-Воспитанность заключается не только в
знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих
видимость воспитанности, то он превращает
себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка.
- Воспитанность и хорошие манеры на самом
деле прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда
человек выглядит воспитанным: он приветливо улыбается, вежливо здоровается,
подает пальто, открывает переставшими дверь... Но рано или поздно притворщик
снимает маску, и все видят его настоящее лицо, злое и неприятное. В заключение
желаю всем вам стать людьми истинно воспитанными и тактичным, чтобы у людей от
общения с вами осталось только хорошее впечатление, чтобы вами было приятно
дружить и общаться.