Анализ воспитательной работы
за 2016-2017 учебный год
КГУ
«Основная общеобразовательная школа № 15»
Цель воспитательной работы в Основной общеобразовательной школе №15: определение стратегических приоритетов и создание гарантированных социально – правовых, организационных условий для формирования казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно – нравственной, физически здоровой, социально активной личности.
Вышеназванная цель подразумевает решение следующих задач:
ü совершенствование нормативной, правовой базы воспитательной системы школы, освоение информационного пространства как воспитательного;
ü создание необходимых научно–методических, организационно–педагогических, информационных условий для развития воспитательной системы школы, в том числе системы патриотического воспитания подрастающего поколения;
ü формировать уважительное отношение к государственным символам РК;
ü систему воспитательной работы строить с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения;
ü повышение у учащихся культуры межнациональных и этнических отношений;
ü совершенствование системы профилактики предотвращения употребления наркотических и других вредных веществ в целях формирования социального наркотического иммунитета среди учащихся;
ü совершенствование системы профилактики правонарушений и безнадзорности, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среды учащихся;
ü совершенствование системы профилактики религиозного экстремизма среди несовершеннолетних;
ü оказание психологической помощи учащимся и педагогам;
ü совершенствование системы дополнительного образования и образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно – ориентированного подхода;
ü определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально – психологических особенностей учащихся школы;
ü совершенствование профессионального и творческого уровня педагогических работников школы;
В школе вся воспитательная работа строилась на основе закона «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка», Концептуальными
основами воспитания утвержденными 22.04.2015, приказ № 227
У каждого классного руководителя разработан воспитательный план, согласованный и утвержденный администрацией школы, где цели и задачи воспитательной работы охватывают все направления воспитания. В этом учебном году в нашей школе велась активная воспитательная работа в разных направлениях:
1. Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание;
2. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
3. Национальное воспитание;
4. Семейное воспитание;
5. Трудовое, экономическое и экологическое воспитание;
6. Поликультурное и художественно- эстетическое воспитание;
7. Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;
8. Физическое воспитание, здоровый образ жизни;
9. Работа по программе «Жулдыз».
Анализ работы классных руководителей.
В состав классных руководителей в учебном году входит 14 классных руководителей,
из них 8 – начальная школа (1-4 кл.), 4 – среднее звено (5-7 кл.), 2 –старшие классы (8-9 кл.).
Задачи:
1. Овладение классными руководителями новыми методами и приёмами воспитания.
2. Создание условий для педагогического мастерства, совершенствования работы каждого классного руководителя.
3. Изучение новых подходов к проведению родительских собраний.
Классные руководители:
Классными руководителями на начало учебного года были назначены:
1.Хайнолла Зауре Зайноллақызы -1 «ә» кл.
2.Кожамбетова Карлыгаш Жолдасовна - 1 «а» кл.
3.Ргебаева Жадыра Дидаровна- 2 «ә» кл.
4.Спиридонова Надежда Григорьевна-2 «а» кл.
5.Маемирова Тазагуль Бакытовна- 3 «ә» кл.
6.Сейтимова Юлия Михайловна – 3 «а» кл.
7.Макиш Акку Мерекеевна.- 4 «ә» кл
8.Максименко Вероника Сергеевна - 4 «а» кл
9.Белицкая Елена Викторовна- 5 кл
10.Нурушева Кымбат Имангалиевна- 6 кл.
11.Едресова Гульшат Каирбаевна- 7 «ә» кл.
12.Мустафина Гульмира Алимжановна (Мерекенова Аанерим Нурлановна)- 7 «а» кл
13.Алпыспаев Толгат Укубаевич- 8 кл.
14.Шарипова Жамал Абдуахитовна- 9 кл.
Классные руководители 1-9 классы согласно составленному плану воспитательной работы проводили классные часы и родительские собрания.
Два раза в год по плану, заместителем директора по ВР был проведен мониторинг уровня воспитанности учащихся среди 1-9 классов.
Цель: Определение уровня воспитанности учеников и осуществление на основе реального руководства самовоспитания и саморазвития учеников.
Все классные руководители 1-9 классов заполняли в своих классах анкеты уровня воспитанности и сдали в электронном виде. После обработки у всех классов вышли средние баллы.
По результатам проведенного анализа за учебный год уровень воспитанности по школе составляет 4,2 бала – хороший уровень воспитанности.
Общешкольных родительских собраний проведено-6. Классными руководителями 1-9 классов в течение года ведутся папки «Классного руководителя» в соответствии с планом воспитательной работы по восьми направлениям. Каждым классным руководителям были составленны социальные поспорта класса, написаны характеристики на учеников. Два раза в год классные руководители обходят семьи своих учащихся и составляют акты ЖБУ.
Классные руководители в течении года работали над сплочением коллектива. Активно принимали участие в общественной жизни школы учащиеся начальных классов. Наиболее распространенной формой организации воспитательной работы являлся классные часы, которые проходили в соответствии с планом воспитательной работы школы и классных руководителей. Тематика классных часов позволяет использовать методы развития творчества детей, также в школе проходят различные конкурсы и мероприятия, где каждый может проявить себя.
Анализ деятельности классных руководителей показывает, что работа с классными коллективами идёт на удовлетворительном уровне.
В течении года прошли следующие мероприятия:
Воспитание казахстанского
патриотизма и гражданственности, правовое воспитание:
В своей деятельности по гражданскому воспитанию
педагогический коллектив делает упор на развитие и воспитание нравственных
качеств личности.
С учётом поставленных задач и
приоритетных ценностей определены направления и формы работы с учащимися во
внеурочное время, адекватные условиям школы, в основе которых заложены принципы
педагогической целесообразности и дифференциации.
К отбору содержания гражданского
образования мы подошли, учитывая образовательные запросы учащихся и родителей,
ибо нельзя ценить, уважать, развивать то, чего не знаешь. А также с учётом
потребности общества в гражданине – глубоко нравственном человеке.
Правовое воспитание и образование
осуществляется в системе на всех ступенях обучения. Такой подход помогает
обеспечить формирование у учащихся устойчивого правосознания, воспитание
нравственных качеств личности, законопослушания.
Как воспитать казахстанский
патриотизм у молодого поколения – это актуальная проблема стоит перед
педагогами нашей школы. Ведь в будущем молодому поколению предстоит вести нашу
страну по пути прогресса и процветания, заботиться о будущем Отечества. Только
настоящие патриоты способны хранить и приумножать наследие своего Отечества.
Формирование гражданственности и патриотизма происходит в течение всего школьного
пути с первого по одиннадцатый класс.
Традиционно в школе отмечаются все
национальные праздники. При подготовке, которых учитываются культурные и
воспитательные интересы всех учащихся, решаются задачи адаптации человека к
ценностям многонациональных культур, обучения взаимодействию между людьми с
разными традициями и формируется понимание равноценности культур разных народов
и наций. Еженедельно по понедельникам на большой перемене проходит исполнение
государственного гимна на линейке школы.
С целью
формирования гражданственности и воспитания чувства казахстанского
патриотизма все торжественные мероприятия начинаются с исполнения гимна
Республики Казахстан.
По общешкольному воспитательному плану на 2016- 2017 учебный год в школе прошли следующие мероприятия:
День знаний. В этот день была проведена торжественная линейка, посвященная 25-летию Независимости Республики Казахстан,
а также прошли классные часы «Я патриот своей страны». С 7 по 16 сентября проводилась неделя
языков - «Язык - древо независимости» .
Цель: воспитание у учащихся
бережного отношения к родному слову; развитие интереса к глубокому изучению
русского, казахского, английского языков, казахской,
русской литературы.
Мероприятия прошли с большим эмоциональным подъемом. Ребята с интересом
принимали активное участие во всех предложенных конкурсах и заданиях. Завершилась Неделя языков народов Казахстана конкурсом
чтецов, который, по уже сложившейся традиции, прошел в библиотеке. В нем
принимали участие ребята 2 - 5 классов.
с 1 по 30 октября
в рамках месячника по социальной поддержке пожилых людей в
школе был составлен план мероприятий. Согласно плана была
активизирована работа тимуровских отрядов, составлены графики
тимуровских рейдов по оказанию помощи ветеранам войны и труда, пенсионерам. Все
учащиеся с 5 по 9 классы посетили своих ветеранов на дому, оказали им посильную
помощь. Был проведен торжественный концерт посвященный Дню пожилых, где
учащиеся школы принимали активное участие и поблагодарили наших гостей за независимое будущее.
Продолжая тему воспитания
Казахстанского патриотизма необходимо отметить мероприятия, посвященные Дню Президента и Независимости,
проводимые с целью воспитания гражданского патриотизма, чувства
сопричастности к судьбе своей республики, уважения к истории своего
народа
В ноябре месяце был разработан и
утвержден план по подготовке и проведению Дня Первого Президента Республики
Казахстан. Классные руководители провели информационно- разъяснительную работу
по проведению Дня Первого Президента.
29 ноября 2016 г. состоялась встреча
учащихся с представителями музея истории города Кокшетау, посвященная Дню
первого Президента «Сын Великой степи». Был показан фильм про президента о его
достижениях за 25 лет Независимости.
30 ноября 2016 года и 29 апреля 2017 года состоялось торжественное
принятие учащихся 5-6 класса в ряды ЕДЮО «Жас Ұлан» и учащихся начальной школы
в ряды «Жас Қыран».
Учитель физической культуры Алпысбаев Т.У. провел
соревнование по настольным играм (тогызкумалак, шахматы, шашки).
Классные руководители провели классные часы на
темы: «Президент РК», «Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев», «Біздің Елбасы», «1 декабря –
день Первого Президента », «Моя гордость - Президент».
Учителя начальных классов и учитель
ИЗО и черчения Боргуль М.В. провели среди 1-6 классов конкурсы рисунков на
темы: «Полотно Казахстан», «Моя родина- Казахстан», «Наш президент», педагог-
организатор Нурушева К.И. провела торжественную линейку посвященная ко Дню Первого Президента
РК, лидера нации.
К 25 –летию
Независимости РК городским отделом образования был разработан план 25
тематических дней ко Дню Независимости, на основании данного плана в школе
проходили тематические мероприятия- это классные часы, выставки, конкурсы
рисунков, тематические мероприятия и тд.. Педагогический коллектив и
учащиеся школы принимали активное
участие в данных мероприятиях. Заместитель
директора по воспитательной работе Третьякова И.С. совместно с педагогом - организатором Нурушевой К.И. провели торжественную линейку посвященную
25- летию Независимости Республики Казахстан «Отчизна- золотая колыбель», целью
данного мероприятия является, воспитание любви к Родине, уважения к
истории страны и малой Родины; формирование патриотического сознания и
гражданственности.
Третья четверть
началась с обсуждения нового Послания Президента Республики Казахстан. Беседа
прошла под лозунгом «Словами Президента....» Учащиеся 9 класса Спиридонов
Максим и Попова Ольга выступили с докладами на тему «Послание Президента - курс
на третью модернизацию», «Новшества в сфере образования». Участникам была
представлена возможность поделиться
своим мнением в свете Послания Президента, обсудить новые направления развития
экономики, аграрного сектора, сфер здравоохранения и образования.
В рамках месячника: «Патриот», гражданско-патриотического
воспитания
проведены
классные часы, посвященные Дню защитника Отечества, спортивные
конкурсы
в начальных и средних классах, военно-патриотическая игра в старших
классах
«Жас Ұлан», конкурсы рисунков и плакатов.
6 мая прошло
мероприятие, посвященное Дню Защитника Отечества и дню Победы. В рамках данных мероприятий
прошел конкурс строя и песни, все учащиеся школы приняли активное участие в конкурсе.
Ребятами были подобраны песни соответствующие тематике конкурса, каждый класс
продумал отличительные знаки для своей команды. Мероприятие прошло очень
интерес и эмоционально. После конкурса состоялась торжественная линейка
посвященная Дню Победы.
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание:
Задачи:
-
формирование у учащихся потребностей, мотивов познания себя, достижения гармонии
физического и
духовного развития, стремления к взаимопониманию и взаимосогласию, утверждению
добра и человеколюбия путем самосовершенствования и самореализации;
-
формирование и укрепление лучших традиций школы;
-
усиление гуманистической направленности всех учебных дисциплин: включение в
урок материала, помогающего понять себя, мотивы своего поведения, отношения к
окружающим, проектировать свою жизнь.
Духовно-нравственное становление
молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни является важнейшей составляющей
частью развития общества и государства. Поэтому учебно-воспитательная работа
школы направлена на формирование личности с творческим типом мышления, с
развитой мировоззренческой культурой. Духовно-нравственное воспитание стоит в
ряду приоритетных направлений деятельности. Вопросы нравственности регулярно
являются темой обсуждения на педсоветах, заседаниях МО классных руководителей,
родительских собраниях.
Стремясь активизировать учащихся, мы использовали конкурсную
методику как фактор личностного развития. Конкурсная программа, состоящая из
самостоятельных конкурсов (спортивных, творческих, интеллектуальных),
представляет собой цикл разнообразных дел, в основе которых — принцип соревновательности
(рейтинг), когда участник стремится и выделять себя, и взаимодействовать с
другими, а также сформировать адекватную самооценку, развить свои волевые
качества, коммуникативные способности, воспитать эстетический вкус. Воплощение
программы происходило не всегда достаточно активно, хотя классные руководители
должны понимать, как важно детям осознать свои способности и возможности, а
также почувствовать силу коллектива, его поддержку.
Обсуждая проблемы в воспитании учащихся на заседаниях МО, мы
всегда говорим о таких проблемах, как: отсутствие сознательной дисциплины
(именно сознательной!}, что часто влечет за собой совершение правонарушения;
равнодушное и пассивное отношение к общественной жизни многих учащихся (к
участию в общешкольных мероприятиях, к самоуправлению, ведь активы многих групп
не работают); низкий охват досуговой деятельностью. И все мы понимаем, что,
прежде всего это объясняется формальным отношением классных руководителей к
своим обязанностям, недостаточностью индивидуальной работы, отсутствием работы
с активом класса.
Личность классного руководителя оказывает неизмеримое влияние
на его воспитанников. Увлеченность, ответственное отношение учителя к своему
делу, чуткость и забота, вера в своих воспитанников, уважение помогают ему завоевать
авторитет, стать значимым человеком в их жизни. На этот счет есть подтверждение
мудрых: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если
требования исходят от духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают их
как целесообразные и лично значимые
В деятельности по формированию
нравственно-духовного развития личности используются следующие формы и методы
работы: индивидуальная работа с детьми и семьями, родительские и ученические
собрания, беседа, беседа с элементами игры, игра, викторина, правовой лекторий,
психологический практикум, диспут, круглый стол, просмотр видеофильмов с
последующим обсуждением.
Формирование нравственности,
духовности и толерантности происходит в течение всего школьного пути. Педагоги
школы работают согласно направлениям Комплексной программы воспитания и
Концепции воспитания в системе непрерывного образования в РК.
В сентябре месяце классными руководителями 5,8 класса была организована экскурсия в
музей истории города Кокшетау.
К празднику День Учителя активистами ЕДЮО «Жас
Ұлан»., был
проведен праздничный концерт, где награждали и поздравляли всех учителей нашей
школы с Днем Учителя.
Традиционный "Осенний бал", прошел среди учащихся 1-9 классов.
Конкурс поделок " - Золотая осень", среди учащихся 2-8 классов.
В октябре месяце педагогом - психологом Мерекеновой А.Н. был
проведен тренинг «Я люблю жизнь».
Новый
год в школе для среднего и начального звена были организованы педагог-
организатор Нурущева К.И., и учителями начальных классов, это был красочный
маскарад с костюмами, масками и другими атрибутами.
В январе месяце медработник Шнайдер Е.А., и зам. директора
по ВР провели беседы в 8-9 класссах о половом и нравственном воспитании.
В февраля 2017 года заместитель
директора по воспитательной работе
Третьякова И.С.совместно с учителем религиоведения Белицкой Е.В. провели
лекцию на тему: «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» для
учащихся 8-9 классов. Лекция прошла
интересно, объяснение было доступно для учеников, объяснили о деятельности
запрещенных организации в Республики Казахстан. В конце лекции учащимися были
заданы вопросы о религиозных объединениях, как обезопасить себя от вовлечения в
нетрадиционные экстремистские организации и.т.д.
Прекрасный праздник 8 марта является олицетворением прихода
Весны и женственности. Классные руководители 1-9 классов провели классные часы
«Моя мама лучшая на свете», «Эти замечательные женщины».
6 марта в ООШ № 15 прошла конкурсная
программа-концерт «Мама, бабушка и я!», посвященный Международному Женскому Дню
8 Марта. В начале концертной программы ведущие
поздравили всех присутствующих в зале с праздником. Ребята читали стихи,
пели песни для мам, бабушек, учителей и
всех кто находился в зале.
Учащиеся под руководством Нурушевой К.И. показали прекрасные номера.
В подготовке и проведении праздника «Наурыз» вся школа
приняла активное участие. В школе было проведено праздничное мероприятие
«Береги традиции предков», где ребята рассказывали и показывали традиции
казахского древнего народного праздника «Наурыз». Среди учащихся 1-4 классов
был проведен конкурс «Праздничная байга». Ученики активно участвовали в
конкурсах, викторинах и национальных играх, посвященных традициям и обычаям
казахского народа. Показали свои способности и эрудицию. По завершению конкурса
прошел праздничный концерт, где учащиеся исполняли песни, читали стихи,
исполняли.
В течение учебного года библиотекарем школы проведены ряд
внеклассных мероприятий «Посвящение в читатели», «Марафон загадок»,
«Живи, книга», «Твори, выдумывай, пробуй», «Народные праздники, поговорки,
пословицы, приметы» и.т.д. Так же по плану были проведены все мероприятия.
Национальное воспитание
Цель данного
направления - формирование пространства для воспитания личности на общечеловеческих и национальных ценностях, уважения
к родному языку и государственному языку, культуре казахского народа, этносов и
этнических групп Республики Казахстан.
В сентябре месяце были проведены
классные часы на тему «Я, ты, он, она – вместе целая семья! »
Учащиеся 9 класса с классным
руководителям Шариповой Ж.А. провели в октябре месяце беседу для учащихся 1-4
классов «Воспитание патриотизма у
младших школьников через изучение народных традиций». Где учащиеся получили
много полезной информации, обменивались мнениям.
В ноябре месяце педагог -
организатор Нурушева К.И. совместно с активистами жасулановцами провела беседу «Что такое
толерантность?», где учащиеся нашей школы принимали активное участие.
Учитель ИЗО и черчения Боргуль М.В.
в декабре месяце провела конкурс рисунков «Я люблю тебя Казахстан» посвященной,
25- летию Независимости Республики Казахстан среди учащихся 1-6 классов. По
итогам конкурса победители были награждены грамотами.
В течение года были проведены
классные часы, беседы: «Обычаи и традиции казахского народа», «Я, ты, он, она –
вместе целая семья!», «Воспитание казахстанского патриотизма у младших
школьников через изучение народных традиций», виртуальное путешествие «Традиции
народов мира» и тд.
Праздник Первого
мая в Казахстане - Праздника единства народа Казахстана. В этот день
всегда проводятся праздничные мероприятия по сплочению всех народов,
проживающих в Республике, ведь Казахстан — многонациональное государство. В нем
проживает более ста пятидесяти национальностей и народностей. На рекомендации в
школе проходил фестиваль «Под единым шаныраком», где каждый класс представлял
определенную национальность. Организация данного вида деятельности имеет цель –
развитие творческого потенциала учащихся, формирование межэтнической и
межрелигиозной толерантности, взаимообогащение национальных культур города,
сохранение традиций национальной культуры. Для данной тематической календарной
даты, реализация мероприятий такого вида наиболее оптимальна. В данном
мероприятии четко прослеживается такое направление культурно-просветительской
деятельности, как патриотическое воспитание. Это заложено и в самом названии.
Сохранение традиционной народной культуры: очевидно, что фестиваль способствует
сохранению лучших образцов традиционной народной культуры разных
национальностей в области жанров, использованных в мероприятии, а также в
сохранении национального костюма. Мы стремимся к тому, чтобы такие мероприятия
развивали не только творческие способности детей, но и доброе отношение к людям
разных национальностей и интерес к этим национальностям.
Постоянно в школе в библиотеке работает выставка
художественной, документальной и методической литературы.
Семейное воспитание:
Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время
главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает
как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и
обучении детей.
Основные цели и задачи семейного воспитания:
Усиление роли семьи в воспитании детей
и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса;
создание условий для активного участия
семьи в воспитательной системе школы
формирование нравственной культуры
учащихся и их родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и
молодых, волевых качеств личности
Укрепление связи с семьёй;
Повышение психолого-педагогического
просвещения родителей;
Повышение ответственности родителей за
воспитание и обучение детей.
Организация
вовлечения обучающихся и родителей в общественно-ценностные социализирующие
отношения, способствующие их сплочению и взаимовлиянию.
Существует
ряд проблем:
- Как найти подход каждой семье и оказать необходимую помощь?
- Как, работая с неблагополучными семьями, не потерять благополучные?
- Как скоординировать работу всех служб на благо семьи?
- Как изменить взгляды родителей и сделать их сотрудниками
и соавторами всего учебно-воспитательного процесса в
классе, школе вместе с учителями?
- Как построить работу с семьями на авторитете и доверии: учеников, родителей,
педагогов, администрации, поселения?
Решение этих проблем возможно в рамках проекта «Семья и школа в творческом
союзе».
В работе с различными категориями
семей сложился определенный стиль работы как школы, так и других общественных
формирований.
Вопросы
о родителях, не занимающихся воспитанием детей, рассматриваются на всех
уровнях.
Прочно вошли в практику открытые
уроки, родительские собрания, педсоветы, где решают, и учат, и
советуются с родителями как воспитателями. Школьная администрация
организовывает выступления специалистов, учителя проводят лекции, беседы по
вопросам воспитания и развития детей, конференции с целью обучения родителей и
привлечения их к проблемам школы.
В условиях, когда большинство семей
озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания,
усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и
воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители,
не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей
развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно.
Целенаправленную работу ведет родительский комитет
школы. За прошедший период было проведено 4 заседания родительского комитета.
На них рассматривались вопросы организационного характера, обсуждались итоги
проведенных рейдов и т.д. Родительский комитет тесно сотрудничал с
администрацией школы и села. Совместно с ними проводились рейды: «Внешний вид»,
«Подросток», «Дети в ночном городе» и др. Председатель школьного родительского
комитета – Перцева Ю.И.
Современный педагог должен хорошо
представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье
принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой
информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на
личностное развитие ребенка, на его характер, поведение. Учитывая все эти
факторы, учителя школы используют определенные направления формы и методы
работы, позволяющие установлению партнерских отношений педагогов с семьей
каждого обучающегося.
В течение года классными руководителями по данному
направлению были проведены классные часы на темы: «Тепло семейного очага», Мерекенова
А.Н. педагог- психолог провела беседу «Семья-подросток-общество» для учащихся 5-9
классов. учитель ИЗО и черчения провела в декабре месяце конкурс рисунков «Моя
семья - мои друзья». В течение полугодия классными руководителями совместно с социальным
педагогом, педагогом - психологом и школьным инспектором проводили рейдовые
мероприятия, для изучения семей учащихся.
Проводились
общешкольные родительские собрания. Где активно участвовали родители учащихся
1-9 классов.
Трудовое, экономическое и экологическое воспитание
В течение года продолжалось дежурство в закрепленных за 1-9 классами
кабинетах, дежурство по школе дежурных учителей и учеников 1-9 классов.
Еженедельно на общешкольной линейке подводились итоги дежурства по школе,
назывались ученики, нарушавшие дисциплину.
Экологическое воспитание, предполагает становление и
формирование этических взглядов на природу и этику отношения к ней, воспитание
чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное
взаимодействие людей с ними. Основой экологического воспитания школьников
является, прежде всего, охрана окружающей среды и здоровья человека.
Формирование экологического воспитания в школе осуществляется как в процессе
просветительской работы, так и путем непосредственного привлечения учащихся к
трудовой деятельности.
Формируя трудовую мотивацию, учащиеся принимают участие в
акциях, «Чистый двор», «Посади дерево», в сентябре были подведены итоги летней
трудовой практики и работы на пришкольном участке. Так же в течении
года проводили акцию «Безопасная
дорога», оформление классных уголков, благоустройство классов, проводили чистый
четверг, субботники, в ноябре месяце проводили рейд по состоянию учебных
принадлежностей.
Большая работа в данном направлении ведется в нашей школе.
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем
мировым сообществом. Поэтому в настоящее время большое внимание придается
благоустройству пришкольного участка. В школе все должно быть пронизано
стремлением к красоте. Через акции направленные на благоустройство школы
мы учим ребят чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить
красоту.
Все мероприятия, проводимые в данном
направлении связанные с живой природой понятны и востребованы детьми. Они, все
без исключения знают правила поведения в бору, на реке, правила обращения с
различными животными, но в жизни, к сожалению, зачастую забывают об
элементарном. Это вопрос культуры, который формируется не только в школе, но и
в семье. Продолжение работы в этом направлении необходимо регулярное, на всех
ступенях образования.
В течении года проводилась работа по
профориентации с 8-9 классами к нам приезжали представители с колледжей города
Кокшетау и представляли свои учебные заведения.
Поликультурное и художественно-
эстетическое воспитание:
Целью
данного направления является:
Формирование общекультурных навыков
поведения в обществе, развитие готовности личности к восприятию, освоению,
оценке эстетических объектов в искусстве действительности, создание
образовательного пространства организаций образования как поликультурной среды
самоидентификации личности.
В Концепции воспитания в системе
непрерывного образования в РК восемь воспитательных направлений, каждое
занимает определённое место и одно из них – художественно-эстетическое, которое
предполагает формирование нравственно-духовных ценностей через приобщение к
прекрасному, через художественную культуру, через приобщение к мировым
художественным ценностям эпох и народов, через призму национального и
общечеловеческого а так же развивает эстетический вкус у школьников и подростков.
Есть множество путей, направленных на художественно-эстетическое развитие
ребёнка. В нашей школе эти задачи реализуются через различные мероприятия,
всевозможные выставки.
Успешное эстетическое воспитание
школьников нельзя представить себе без творческой деятельности, стремление к
которой появляется у детей с ранних лет. Творческая деятельность, которая
посильна детям, очень многообразна, а поэтому дает возможность всесторонне
воспитывать художественные способности школьников. Танцуя, школьники развивают
чувство ритма, пластичность, грациозность. Занимаясь пением, они совершенствуют
свой слух, учатся глубже понимать музыкальное произведение. Инсценируя сказки,
учащиеся развивают свою речь, вкус, обогащают память, учатся давать правильную
оценку событиям.
По данному направлению
в нашей школе проводились следующие мероприятия: кокурс рисунков «Мой любимый
город», конкурс военно патриотической песни,
классные часы «Кодекс взаимоотношений»,
«Тренировка памяти – залог будущего успеха», беседы «Религия. Общество».
Традиционно перед новым годом
проходил конкурс на лучшее новогоднее оформление кабинета. Учащиеся и классные
руководители приняли активное участие в данном мероприятии.
Ежегодно школа принимает
участие в смотре художественной самодеятельности. В программу,
представленную гостям, были включены танец батыров, танец «Американо», танец
джентльменов, сольное исполнение песен Спиридоновой А.и Кухарева А., чтение
стихотворения С.Муканова «Моя республика» Тагатаровым Н.
В течении года проводились различные
конкурсы рисунков, традиционными становятся виртуальные экскурсии, такие
например как виртуальное путешествие в « Национальный музей», «Музеи мира», в
рамках 80- летия начала массовых политических репрессий ХХ века, были проведены
виртуальные экскурсии с показом видеороликов «АЛЖИР», «КАРлаг».
В мае месяце проводился
конкурс поделок для уличного оформления школьного сада, учащиеся и классные
руководители приняли активное участие в данном конкурсе, проявив свою фантазию.
По результатам конкурса классы были награждены грамотами.
Интеллектуальное воспитание,
воспитание информационной культуры:
Целью данного направления является:
Формирование
мотивационного пространства обеспечивающего развитие интеллектуальных
возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, этических норм и
ценностных установок в информационном взаимодействии, функциональных навыков
работы с информацией, активизация личностной позиции детей и молодежи в
образовательном процессе на основе получения новых, личностно-значимых знаний.
В течение гола была проведена беседа «Единые требования к
оформлению тетрадей, дневников, сохранность учебников». Классные часы на темы: «Книга как символ истины и разума», «Всякое дело человекам славится»,
«В мире профессий» и.т.д. В декабре проводилась диагностика успеваемости,
интеллектуальная игра «Обзор истории Казахстана».
В школе проведены традиционные предметные недели: химии и
биологии,
казахского
языка, русского языка и литературы, математики, географии и
обществознания. В рамках предметных недель проведена работа в разнообразных
формах: защита презентаций, конкурсы, викторины, игры.
Двое учеников выступали
на городском и областном конкурсе
научных проектов, где завоевали два призовых места.
Физическое
воспитание, здоровый образ жизни
Целью
данного направления является:
Создание пространства для успешного формирования навыков здорового
образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения
определять факторы, наносящие вред здоровью.
Формирование у школьников представления
о здоровом образе жизни, о здоровом и нездоровом поведении, мотивации к отказу
от плохих привычек и опасных поступков. Для выполнения данной цели были
поставлены следующие задачи:
· организация информационной,
пропагандистской и консультационной работы по профилактике предотвращения
употребления наркотических и других веществ;
· повышение роли социально-психологической
службы по профилактике зависимости от вредных привычек (алкоголизма,
табакокурения);
· привитие жизненных навыков ответственного
поведения для сохранения их здоровья.
Одним из главных факторов достижения целей учебно -
воспитательного процесса школы является здоровье учащихся. Основная задача
школы в этом направлении – забота о сохранности жизни и здоровья школьников.
Центральным и ведущим направлениями в процессе здоровье
сбережения является физическое воспитание.
Физическое воспитание - система
совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление
здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в
постоянном физическом самосовершенствовании.
Систему физического воспитания в
школе составляют уроки физкультуры, внеклассная спортивно-массовая работа:
кружки, секции, спортивные праздники и соревнования;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня.
Внедрение здоровье сберегающих технологий в учебный процесс
проходит через ряд мероприятий, среди которых наиболее важные:
1.Реализация индивидуального подхода к учащимся.
2.Мониторинг состояния здоровья школьников.
3.Диагностика функционального развития и готовности к обучению.
4.Создание методической базы данных о средствах в физическом воспитании с
подбором индивидуальных (по типологии) методик урока с учетом пола и возраста,
здоровья, имеющегося в наличии спортивного инвентаря.
5.Создание системы работы с учащимися и их классными руководителями, направленной
на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Главной задачей всех
профилактических мероприятий является воспитание стойкого отрицательного
отношения к факторам, разрушающим здоровье, воспитание личности, способной
противостоять негативному влиянию окружения. А также помочь детям найти своё
место в жизни, стать достойными гражданами своей страны, очень осторожно и
ненавязчиво дать детям знания о том, как сберечь, сохранить и укрепить самое
дорогое, что дала природа – здоровье.
В школе осуществлялась
профилактическая работа по привитию и развитию навыков, необходимых для
поддержания и сохранения ЗОЖ и жизни без употребления вредных веществ. Создан
банк данных о состоянии здоровья учащихся.
В течение года
обновлялся стенд ЗОЖ; с учащимися проведены профилактические
и досуговые мероприятия: ролевые игры, тренинги – упражнения, классные часы,
агитбригады, беседы, лекции, акции:
- Тематические
классные часы: «Твое здоровье в твоих руках», «Вредные привычки»,
«Толерантность», «Вредные привычки и их профилактика», «Режим дня
школьника», «Каждому делу свое время», «Гигиена мальчиков и
девочек»
- Проведены
дискуссии и круглые столы «Профилактика переутомлений»; «Семья в современном
обществе»; «О полезных и вредных привычках»; «Профилактика употребления ПАВ:
мораль, нравственность, смысл жизни и личные ценности»
- Проведены
профилактические беседы медработником о влиянии вредных привычек на
репродуктивное здоровье, по
профилактике туберкулеза, ОРВИ, гепатита, кишечных заболеваний;
- на классных
часах в 5-9 классах классные руководители провели инструктаж по правилам
поведения в дни каникул, сохранности сотовых телефонов, по правилам поведения
на улицах и дорогах и воде. Подписи учащихся имеются в тетрадях по
инструктажу. Заполнены страницы по ПДД в журналах;
- проведены акции
«Правильное питание-залог здоровья», неделя «Чистоты и гигиены»;
- месячник «Остановите
СПИД. Выполните обещание »;
- акция «День отказа от
употребления алкоголя»
- месячник по профилактике
наркомании, алкоголизма, табакокурения.
- школьная
спартакиада, спортивные мероприятия по шашкам, шахматам, тогызкумалак, футбол
и.т.д.
Деятельность и занятость детей кружковой деятельностью
В 2016-2017 учебном году в школе вели работу 13 кружков и 1 секция. Работа
кружков проводилась в кабинетах школы строго в соответствии с установленным и
утвержденным директором школы графиком. График был составлен с учетом
санитарно- гигиенических норм.
У всех руководителей кружков имелись календарно - тематическое планирование
занятий кружков, утвержденное директором школы и согласованное с
заместителем по ВР. Велись журналы учета посещаемости.
Главной отличительной чертой занятий являлись настрой на работу, на
конкретный результат, на узнавание нового и получение новых знаний. Школьники
из кружков и спортивных секций постоянные участники школьных и городских,
областных, республиканских соревнований олимпиад. Учащиеся, занимающиеся в
кружках более активны в общественной жизни, более коммуникабельны и лучше
постигают основы многих наук. Руководители кружков на хорошем уровне проводили
занятия. Тематика, цели и задачи планов кружков соответствовали возрастным и
индивидуальным особенностям классов.
Детская организация «Жұджыз» продолжила свою работу по пропаганде
гражданственности, патриотизма и справедливости среди учащихся школы.
Деятельность детской организации «Жас – Ұлан» направлена на развитие творческих способностей
учащихся при подготовке внеклассных мероприятий. В сентябре члены детской
организации приняли участие в подготовке
и проведении Дня Знаний.
В этом году «Жас Ұлановцы» принимали самое активно участие во всех
школьных внеклассных мероприятиях, учащихся 5 класса принятия в ряды единой детско-юношеской организии «Жас Ұлан».
Одним из заключительных мероприятий явилось участие в подготовке праздника Последнего звонка.
В 2016-2017 учебного года немаловажное значение в воспитательной работе школы имела социально-психологическая служба.
Контингент учащихся в КГУ «Основная общеобразовательная школа №15» на начало 2016-2017 учебного года составлял
95 учащихся, на конец учебного года составил 101 учащихся. Это дети, проживающие в п. Чайкино и с. Красный Яр.
Работа с семьей – составная часть работы социального педагога. Социальный педагог выступает в роли посредника,
консультанта между родителями и ребенком. Важно отметить, что некоторые
родители, определив ребенка в школу, не уделяют достаточного внимания своим
детям. Зачастую не знают о пропусках их детьми учебных занятий, не аттестации.
Поэтому:
Постоянно ведется социальная работа с детьми из многодетных, малообеспеченных семей и социально незащищенными детьми.
В начале учебного года была собрана информация о многодетных, малообеспеченных
семьях и опекаемых детях.
Велась работа с семьями относящимися к категории
малообеспеченных, в течении года проводились акции «Дорога в школу», «Забота»,
где данной категории учащихся оказывалась спонсорская помощь.
-
Проводились трененги, беседы психолога с учащимися и их семьями («Ситуация: проблемная, критическая,
кризисная», «Предупреждение употребления ПАВ», «Жестокое обращение в семье», «В чем смысл жизни?», «Как перестать беспокоиться» и др.
-
беседы специалистов из центров СПИД, ЗОЖ,
наркологии, инспектором ОДН, и др.
Работа по профилактике правонарушений
среди подростков с каждым годом усложняется в силу различных экономических и
социальных проблем нашего общества. Проявляется растущая тенденция
самоустранения семьи от проблемы воспитания.
В целях профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних была
активизирована работа, направленная на формирование законопослушного поведения
учащихся школы, расширение правового кругозора учащихся и родителей путем проведения мероприятий воспитательного
и нравственного содержания, вовлечение их в работу объединений дополнительного
образования, усиление контроля за учащимися «группы риска», учащимися,
склонными к пропускам уроков. Отлажена система
работа с инспектором ОДН. Составлен совместный план мероприятий по
профилактике правонарушений среди несовершеннолетних учащихся.
Одной из форм работы по профилактике правонарушений и преступлений
является Совет профилактики.
Психологом школы проведена следующая
работа.
Анализируя всю поведенную за истекший
период работу психолога можно сказать о том, что вся деятельность велась в
соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная
работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также
определить основные пути для реализации собственной деятельности и
профессионального роста в дальнейшем. Необходимо уделить внимание усилению
работы с педагогическими кадрами, а также работе с детьми с аутодеструктивным
поведением.
Работа психолога включала в себя следующие направление деятельности: - работа с
учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию; Психологическое сопровождение
предпрофильной и профильной подготовки учащихся; психолого- педагогическое
сопровождение учащихся, требующих особого внимания; Охрана жизни и здоровья
детей. Профилактика правонарушений; Работа с пед.коллективом; Работа с
родителями.
В сентябре –
октябре (период адаптации пятиклассников к условиям средней школы) велось
наблюдение за детьми, проводились индивидуальные беседы с детьми. Анкетирование
детей в форме свободных вопросов; Изучение школьной мотивации.
Изучение уровня тревожности (Спилберг).
Анкетирование родителей ;-Проведение
тренинговых занятий с пятиклассниками;
Учащихся,
которые относятся негативно к школе и находятся в состоянии школьной
дезадаптации не выявлено.
Проведена
диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии; Проведено
анкетирование «Что я знаю о мире професий». Для учащихся организовано
индивидуальное консультирование. Тем не менее, учащиеся 9-х классов уже
начинают задумываться о выборе своего дальнейшего образования. Из полученных
результатов видно, что учащиеся 9 класса знают о введении профильного обучения,
возможности выбирать профиль. Анализ результатов анкетирования учащихся 9
класса показывает, что после 9 класса все учащиеся хотят поступать в колледж.
Многие из них уже сделали свой выбор.
Учащиеся школы принимали активное
участие в мероприятиях проводимых библиотекой.
Библиотека
развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения иучения, а также
потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни, добивалась
систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, пропагандировала литературу по внеклассному
чтению, вела работу с читательским активом, через проведение библиотечных
уроков, организацию читательских конференций, семинаров, подготовку и участие в
школьных и городских конкурсах.
Учащиеся
с интересом учувствовали на уроках по пропаганде политической
литературе. Учащиеся 5-6 классов была прочитана книга «Биография Н.Назарбаева».
Был проведен конкурс стихов А.Кунанбаева.
Для учащихся начальных классов были проведены мероприятия , обсуждение
сказок, конкурсы на знание сказок. Проводились библиотечные уроки.
В целом воспитательная работа в 2016-2017 учебного года прошла на
удовлетворительном уровне, соответствовала основным направлениям воспитательной
работы и отвечала требованиям общешкольного плана.
В
этом учебном году следует отметить следующие возникшие ключевые проблемы:
1. При проведении классных
часов не все классные руководители используют разнообразные формы. Большинство
из них ограничиваются проведением бесед, лекций, что способствует снижению
уровня заинтересованности и активности учащихся.
2. При проведении смотра художественной самодеятельности и
других торжественных мероприятий проводимых школой возникали ряд проблем, это
отсутствие музыкальной аппаратуры в школе, коллектив берет ежегодно аппаратуру
на прокат. Второй проблемой является отсутствие актового зала и сценических
костюмов.
На основе анализа можно сформулировать задачи на будущий учебный год:
1. Активизировать деятельность методического объединения классных руководителей;
2. Продолжать формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью;
3. Продолжить работу по воспитанию поликультурной личности, через проведение воспитательных мероприятий различной направленности.
4. Активизировать работу с родителями для участия их в воспитательных мероприятиях.
5. Классным руководителям уделить особое внимание вопросам правового воспитания учащихся, с целью недопущения правонарушений среди несовершеннолетних.
6. Уделить особое внимание работе по накоплению и оформлению методической папки воспитательной работы с классом классного руководителя.
7. Активизировать участие детей в конкурсах, фестивалях разного уровня.
8. Развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, интеллектуальное развитие, развитие их творческих способностей на основе их потребностей и возможностей;
9. Продолжить работу по профориентации учащихся через проведение классных часов, родительских собраний, бесед, встреч, внеклассных мероприятий.
Зам.директора по воспитательной работе: Третьякова И.С.